Во время пандемии COVID-19 в онлайн-магазинах снизились оценки ароматических свечей

Во время пандемии COVID-19 в онлайн-магазинах снизились оценки ароматических свечей

Сравнение средней оценки ароматических свечей (выделено цветом) и свечей без запаха на Amazon.com. Пунктирная вертикальная линия показывает первый выявленный случай COVID-19 на территории США. График Washington Post.
Сравнение средней оценки ароматических свечей (выделено цветом) и свечей без запаха на Amazon.com. Пунктирная вертикальная линия показывает первый выявленный случай COVID-19 на территории США. График Washington Post.

Основной нейрологический симптом новой коронавирусной инфекции — это аносмия. Исследования показывают, что потеря обоняния предсказывает заболевание лучше, чем другие известные симптомы, к примеру, кашель или повышенная температура тела. Как и всё связанное с заболеванием, механизм, который заставляет терять способность различать запахи, исследован лишь частично. Но уже известно, что коронавирусная инфекция в большинстве случаев затрагивает не нейроны обоняния, а вспомогательные клетки, поэтому поражение не долгосрочное. Это могут подтвердить и сами переболевшие, которые постепенно вновь начинают чувствовать запахи.

Аносмия как признак развития COVID-19 хорошо известна и обывателям, далёким от медицины. Некто Терри Нельсон опубликовала в личном микроблоге наблюдение: на сайте ароматических свечей Yankee Candle появилось много негативных отзывов недовольных женщин. Покупательницы жалуются, что не чувствуют никакого запаха. Терри сардонически поинтересовалась, нет ли у них общей потери запаха и ощущения жара в теле.

Возможно, что негативные отзывы — это заболевшие коронавирусной инфекцией, которые ещё и сами не знают о своей болезни. Другой пользователь Twitter, Кейт Петрова, проверила это предположение с помощью статистических методов. В рамках личного проекта научный ассистент Гарвардского исследования по развитию взрослых собрала данные с сайтов продавцов ароматических свечей.

Отзывы покупателей трёх самых популярных продавцов ароматических свечей американской площадки Amazon.com подтвердили наблюдение. С января 2017 по январь 2020 года средний рейтинг колебался в районе 4,3 — 4,5, но затем пошёл на спад.

Сравнение оценок трёх самых популярных ароматических свечей (вверху) и свечей без запаха (внизу). Вертикальная красная линия показывает первый зарегистрированный случай новой коронавирусной инфекции в США.
Сравнение оценок трёх самых популярных ароматических свечей (вверху) и свечей без запаха (внизу). Вертикальная красная линия показывает первый зарегистрированный случай новой коронавирусной инфекции в США.

При этом свечи без запаха почти не потеряли в средней оценке. Петрова замечает, что отзывов на ароматические свечи больше, чем на свечи без ароматизаторов.

Исследовательница заглянула и в текст обзоров на свечи. В них стали чаще жаловаться на отсутствие запаха. Если в январе таких отзывов было меньше 2 %, то к ноябрю их доля выросла до 6 %. Поиск шёл по фразам вида «no scent» («нет аромата»), «faint smell» («слабый запах») и так далее.

Доля обзоров пяти самых популярных ароматических свечей на Amazon.com, которые упоминают отсутствие запаха.
Доля обзоров пяти самых популярных ароматических свечей на Amazon.com, которые упоминают отсутствие запаха.

Петрова опубликовала код использованного приложения на своём аккаунте GitHub. Обзоры с Amazon она скачивала с помощью дополнения Amazon Review Scraper браузера Chrome. Петрова напоминает, что это лишь эксперимент визуализации данных, а не полноценное исследование, хотя наличие связи всё равно продемонстрировано.

Аналогичная статистическая выкладка Морица Вагнера, аспиранта Лондонской школы гигиены и тропической медицины, касалась парфюмов на Amazon.co.uk и также выявила похожий тренд. У десяти самых популярных дух́ов средняя оценка упала, но не так заметно.
Во время пандемии COVID-19 в онлайн-магазинах снизились оценки ароматических свечей

Leave a comment

Send a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.